Для реализации положений Стратегии о развитии библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года Министерство культуры Российской Федерации разработало методические рекомендации для построения методического и организационного взаимодействия библиотек образовательных организаций с федеральными, региональными и муниципальными библиотеками.
Построение взаимодействия между образовательными организациями и библиотеками открывает дополнительные возможности для получения качественного всестороннего образования и обеспечения доступа обучающихся к информационной продукции, не причиняющей вред их здоровью, физическому, психическому, духовному, и нравственному развитию.
Центральные библиотеки традиционно являются методическими центрами, призванными оказывать методическую помощь библиотекам в пределах обслуживаемой территории.
Работники библиотек могут стать консультантами на мероприятиях, проводимых образовательными организациями, а обучающиеся и педагоги – участниками мероприятий, организаторами которых выступает библиотечное сообщество (научно-практические конференции, семинары, встречи).
Важным является сохранение и развитие библиотек как площадок коммуникаций детской и разновозрастной аудитории.
Рекомендуется сотрудничество по проектным направлениям, реализуемым Министерством культуры Российской Федерации:
– «Пушкинская карта» (https://www.culture.ru/pushkinskaya-karta ) (для обучающихся в возрасте от 14 лет): экскурсии, литературные турниры, арт-встречи, интеллектуально-правовые ринги;
– «Гений места» (https://xn--80aacacvtbthqmh0dxl.xn--p1ai/documents/genij-mesta/ ) в рамках федерального проекта «Придумано в России» (https://www.cultmanager.ru/article/11852-proekt-pridumano-v-rossii-22-m06-21 ): развитие креативных навыков на базе творческих лабораторий, создаваемых в библиотеках;
– «Символы России» (https://clck.ru/34AFbB ), проект Российской государственной детской библиотеки, который состоит из двух частей: конкурса и олимпиады, проходящих в двух возрастных категориях (от 10 до 12 лет и от 13 до 16 лет).
Для получения качественной и проверенной информации библиотекам общеобразовательных организаций рекомендуется использовать достоверные информационные ресурсы из сети Интернет:
– Национальная электронная библиотека (https://rusneb.ru/ ) – федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование единого российского электронного пространства знаний;
– ресурс «ВебЛандия – лучшие сайты для детей» (https://web-landia.ru/ ): сайты об искусстве, науках, животных, технике, спорте, развлечениях, музыке, путешествиях, сайты в помощь школьной программе и советы психолога, исторические, литературные;
– просветительский проект «ПроДетЛит» (https://clck.ru/MYML5 ): постоянно пополняющаяся электронная база данных об авторах детской литературы и связанных с ней институциях (издательствах, журналах, литературных премиях, конкурсах);
– путеводитель по детским и подростковым книгам «Библиогид» (https://bibliogid.ru/ ) для всех, кто интересуется детской книгой;
– медиатека «СмотриРГДБ» (https://smotri.rgdb.ru/ ): тысячи видео о мире детской литературы для детей, родителей и специалистов.
В рамках методического и организационного взаимодействия музеев и библиотек образовательных организаций с федеральными, региональными и муниципальными музеями и библиотеками рекомендуется:
– заключение соглашений о взаимодействии и сотрудничестве;
– проведение совместных просветительских, образовательных и профессиональных мероприятий;
– содействие для участия обучающихся в музейных и библиотечных проектах и конкурсах;
– проведение уроков на базе музеев и библиотек с применением интерактивных форм взаимодействия;
– популяризация рекомендательных электронных ресурсов;
– обмен информацией на официальных сайтах и на страницах в социальных сетях о проводимых мероприятиях;
– использование возможностей портала «Культура.РФ» (https://www.culture.ru/ ) для трансляции совместных значимых мероприятий.
Методические рекомендации по построению методического и организационного взаимодействия музеев и библиотек образовательных организаций с федеральными, региональными и муниципальными музеями и библиотеками |